Словарь морских терминов - Словарь морских терминов П-Т
Индекс материала |
---|
Словарь морских терминов |
Словарь морских терминов Д-П |
Словарь морских терминов П-Т |
Словарь морских терминов Т-Я |
Все страницы |
Страница 3 из 4
Пал – чугунная тумба, врытая в землю, или несколько свай, вбитых в грунт, за которые заводятся швартовы.Пеньковый трос – растительный трос, изготовленный из волокон луба конопли.
Перлинь – трос кабельной работы, окружностью от 4 до 6 дюймов (102-152 миллиметра).
Перты – закрепленные под реями тросы, на которых стоят работающие на реях люди.
Прихватить – слегка закрепить: наскоро привязать. Прихватить что-либо каболкой – это значит подвязать временно.
Прядь – вторая по толщине составная часть троса, свитая из каболок. У стальных тросов пряди свиваются из оцинкованных проволок.
Раздернуть снасть – полностью отпустить, ослабить снасть.
Рангоут – деревянные или металлические детали вооружения судов, предназначенные для несенияпарусов, выполнения грузовых работ, подъема сигналов и т.д. (мачты, стеньги, реи, гафели, гики, бушприт, стрелы, выстрелы, утлегарь, лисель-спирты и пр.), которые иначе называются рангоутными деревьями.
Растительный трос – трос изготовленный из волокон растений (конопли, абаки, агавы, кокоса и др.).
Реи – рангоутное дерево, подвешенное за середину при помощи бейфута к мачте или стеньге для постановки парусов или для крепления сигнальных фалов.
Риф-леер – снасть на прямом парусе, основанная параллельно верхней шкаторине и служащая для привязывания паруса риф-сезнями при взятии рифов.
Риф-сезень – конец, сплетенный из шкимушки. Один конец его имеет очко или кноп, удерживающий его в люверсе паруса. Служит для завязывания паруса, когда берется риф.
Риф-штерты – короткие тросы, ввязанные в люверсы и служащие для уменьшения площади паруса при большой ветровой нагрузке на малых парусных судах.
Рундук – ялик или ларь, устанавливаемый во внутренних помещениях корабля, для хранения личных вещей.
Рым – металлическое кольцо для закрепления тросов, блоков, стопоров, швартовных концов и т. п. Рымы устанавливаются на палубе и на фальшборте судов, в носовой и кормовой оконечностях шлюпок, а также на причалах и набережных.
Салинг -деревянная или стальная конструкция, служащая для соединения стеньги с ее продолжением в высоту – брам-стеньгой, а брам-стеньги с бом-брам-стеньгой и для разноса в стороны брам– и бом-брам-вант. Салинг представляет собой раму из двух продольных брусьев – лонга-салингов, двух-трех перекрещивающихся с лонга-салингами брусьев – краспиц и короткого бруса, параллельного краспицам, – чака.
Свайка – железный конический гвоздь (иногда изогнутый) с плоской головкой. Служит для пробивания прядей троса и других такелажных работ.
Свистов – тонкий трос, соединяющий наружные концы вымбовок, вставленных в гнезда шпиля. Применяется с той целью, чтобы вымбовки не выскакивали из своих мест, в случае если шпиль начнет вращаться в обратную сторону. Свистов служит также и для того, чтобы можно было больше поставить людей на шпиль, так как последний можно вращать за свистов с тем же успехом, как и за вымбовки.
Сей-тали – тали, основанные между двухшкивными и одношкивными блоками. Применяются для обтягивания стоячего такелажа и для подъема грузов.
Скоба якоря – скоба, введенная своим болтом в проушину веретена якоря; служит для крепления к якорю цепного каната.
Слабина троса – провисание, излишек не туго натянутой снасти.
Сплесень – соединение троса в месте разрыва: мести, где сделано сращение оборванного троса.
Стаксели – косые паруса треугольной формы.
Стень-бакштаги – снасти стоячего такелажа, поддерживающие стеньги.
Стеньга – рангоутное дерево, служащее продолжением мачты вверх. В зависимости от принадлежности к той или иной мачте стеньгам даются дополнительные наименования: на фок-мачте – фор-стеньга, на грот-мачте – грот-стеньга и на бизань-мачте – крюйс-стеньга.
Стень-ванты – снасти стоячего такелажа, с помощью которых стеньга удерживается с боков и чуть сзади.
Стоячий такелаж – такелаж, который служит для поддержки и укрепления рангоута.
Стравливать – ослаблять, выпускать трос или снасть до отказа. Стрела грузовая – приспособление для погрузки и выгрузки грузов. Изготовляется из дерева или металла и оснащается такелажем из стальных или растительных тросов.
Стренди – составные части троса, из которых скручиваются тросы кабельной работы. Стренди свиваются из прядей, пряди – из каболок, а каболки – из растительных волокон или из проволоки.
Строп грузовой – приспособление для подъема грузов на гаке стрелы или кране. Изготовляется из растительных или стальных тросов.
Схватка – временное прикрепление конца троса к его средине с помощью линя или шкимушгара.
- Бурлацкая петля
- Бык-горденя, гордень или gording (нидерл)
- Обратный сплесень
- Талрепный узел
- Узел полуштык
- Выбленочный узел полуштыками
- Крысиный хвост
- Простой штык со шлагом
- Скользящий булинь
- Шкотовый узел
- Прямой узел
- Узел Цеппелин
- Охотничий узел
- Пиратский узел
- Огон - метод плетения
- Короткий сплесень
- Фаловый узел
- Причальный узел
- Самосброс Жукова
- Узел для швартовки
- Скорняжный узел
- Цепной сплесень
- Стопорный узел
- Браконьерский узел
- Плоский узел
- Буксирный - Лихтерный узел
- Стягивающий узел
- Узел Восьмерка
- Двойной беседочный узел
- Стопорный узел Эшли
- Якорный узел или Рыбацкий штык
- Булинь или Беседочный узел
- Ременная петля
- Петля Сосулька